Главная » Статьи » Справочник |
Междуреченск - Бискамжа - Аскиз.Поездка проходила в пятницу 13 августа 2004 года и являлась частью запланированного мной маршрута от Новосибирска до Абазы. До Новокузнецка я добрался ночью на поезде 605/606, от Новокузнецка до Междуреченска на электричке ЭР2-453. В Междуреченске я сел на электричку на Бискамжу (ЭР9П-258), которая отправлялась в 7.50 местного времени. Пассажиров было много, в основном туристы, едущие в горы Кузнецкого Алатау, и сплавщики. Дорога идет вдоль реки Томь по очень живопистной местности. Местами встречаются галереи, закрывающие дорогу от камнепадов, видны вершины Кузнецкого Алатау. Правда, вершину Верхний Зуб увидеть не удалось из-за тумана. Электричка прибыла в Бискамжу в 12.05, а на Абакан отправлялась в 13.48. Поскольку на станции не было ничего интересного, я решил слазить на соседнюю горку и посмотреть на Бискамжу сверху. Вид открылся великолепный, почти что Мериас Пасс, только электрофицированный. После Бискамжы я продолжил путь на той же электричке, дорога пошла на поъем в горы, второй путь местами исчезал. Один раз навстречу проехал товарняк под ВЛ80 в голове и хвосте. Подъем завершился длинным Ханчульским тоннелем под Абаканским хребтом, а затем начался спуск. На ст. Ханчуль, я увидел отщепляющийся от товарняка толкач ВЛ80, видимо толкачи работают между Бискамжой и Ханчулем. А на станции Югачи я увидел ТЭ3 с ремонтным поездом, как после оказалась - это была не последняя встреча с этим тепловозом. После Югачей горы кончились, дорога спустилась в Минусинскую котловину, красивые извечтковые скалы сменились куэстами (холмы, образованные слоисто-залегающими породами) потянулись типичные пейзажи степной Хакасии. В 3 часа электричка прибыла на ст. Аскиз, здесь меня встретил мой брат (приехал с Абакана). Мы пошли на вокзал, что бы купить билет на пригородный поезд до Абазы, но, как оказалось, его отменили из-за нерентабельности (хотя на мой взляд при граммотном графике и сервисе, он мог бы составить очень хорошую конкуренцию автотранспорту). Возникла идея о КВК (катание в кабине) или КНГ (катание на грузовых), но на станции не было не одного товарняка, так что ехать было не на чем. И пока мы пошли в депо Аскиз, которое было в паре километров от станции. У депо нас встретил очень красиво покрашеный ТЭМ2. Я сфотографировал его, а также разворотный круг, который видел впервые. Поговорили с ремонтниками в депо. Они сказали, что ТЭ3 у них есть, работают на учаске Аскиз - Абаза, а также на хоз.работах. На вопрос, где их можно сфотографировать они посоветывали пойти на базу запаса (указали, куда идти), когда я осведомился о возможности проехаться в кабине, они дружно, ответили, что сейчас никто не возмет, ревизоры и все такое. Впрочем ехать было все равно не на чем. База запаса оказалась ограженной высоким забором, ворота были заперты, и рядом никого не было. Лезть мы туда не решились, я только подсадил братика на плечи, чтобы он сфотографировал, что там за забором. Отойдя от ворот, мы с боковой стороны нашли вал, с которого был хорошо видно содержимое этой базы, а там оказалось много ТЭ3, а также паровоз- Лебедянка и тепловоз ТЭМ1-1229. Позже в музее Абазы мы увидели фото этого тепловоза, под которым отправлялся первый эшелон с рудой (1957 г.). Ему бы на памятнике стоять. Возращаясь от базы запаса мы увидели в стороне ТЭ3 с хоперами под загрузкой. Его, конечно, тоже сфотографировали, как и проезжающую мимо электричку-экспресс Аскиз-Абакан . P.S. До Абазы мы добиралсь с двумя персадскам, больше часа нам пришлось ехать в битком набитом пазике (альтернативой была такси за 700 рублей), так неужели поезд с межобластными вагонами, идущий по очень живопистным местам, напоминающим Кругобайкалку, согласованый с экспрессом Абакан-Аскиз был бы невостребованным? P.P.S. О продолжении этой поездке можно посмотреть в теме Абаза Отключен JavaScript У вас отключен JavaScript. Некоторые возможности системы не будут работать. Пожалуйста, включите JavaScript для получения доступа ко всем функциям. Приветствуем вас на форуме самостоятельных путешественников РУССКИЙ BACKPACKER! Форум существует с 2004 года и является некоммерческой площадкой, посвященной самостоятельным путешествиям, т.е. путешествиям, организованным по возможности без помощи турфирм и других посредников. Backpacker (от англ. Backpack – рюкзак) – путешественник с рюкзаком. Среди форумчан есть и идейные автостопщики, и любители велопутешествий, и те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, но большинство путешественников не ограничивают себя каким-либо одним способом перемещения в пространстве. Объединяет всех нас желание «проживать» путешествие по максимуму, так, как хочется самому себе. На форуме накопился огромный объем информации, если же вы не смогли найти ответ или вам нужен индивидуальный совет – смело спрашивайте! Мистика, неслучайные совпадения, поиск знаков в траве и поиск пути из Хакасии в КузбассНачалось всё с того, что я собрался в Барнаул. В итоге в Барнаул я как раз и не попал. Впрочем, рассказываю по порядку#8230 Так вышло, что отложилась вписка в Барнауле, и я направился на восток, решив заехать в Барнаул на обратном пути через Кузбасс. Я решил заехать в Кемерово или Томск, но Кемерово и Томск ответили, что вписать - запросто, но именно сегодня - никак! Ладно, меняя два автобуса, выбираюсь на выезд. В каждом автобусе попадается по счастливому билету. Блин#8230 интересная, похоже, поездочка будет. Путь мне уже подсказан – напрямую в Красноярск, и я беру фуру прямо до туда. Уже потом, ближе к вечеру, стали приходить смски из Кемерово и Томска: #8220 приежай! всё отменилось! впишем в любое время!#8221 Но я уже ехал в Красноярск с Андреем#8230 У Андрея была праворульная японская фура. Пока мы ехали, Андрей рассказал мне половину своей биографии, ржал над моими анекдотами, проникся темой путешествий и даже сфотографировал меня на сотовый, чтобы показать сыну: вот, типа, какие люди бывают ) Я полушутя - полусерьезно сказал ему, что автостопщики приносят удачу. И вот мы проезжаем Юргинский пост. Андрей уже приготовил деньги, говорит, сколько здесь не ездит, каждый раз останавливают, а мы - раз, и проезжаем. Андрей в шоке - первый раз не остановили, потом смеется и протягивает мне сотню, которую приготовил для гаишников. Я сотню не беру, предлагаю потратить её в кафе. Популярное среди водителей кафе - кафе #8220 Встреча#8221 345 км трассы от Новосибирска, за Кемерово. Ещё под Новосибирском Андрей спрашивает меня: #8220 Ну что, Арсений, хватит нам солярки до Ачинска?#8221 #8220 Хватит#8221 , - отвечаю. Где-то за Боготолом солярка начала заканчиваться, а ближайшая заправка - только перед самым Ачинском. И уже накатом, на последних каплях солярки мы въезжаем на заправку :) Поспав пару часов за Ачинском, утром мы были в Красноярске. Оказалось, что я приехал как раз ко дню города, который в этом году был 10 июня, к тому же появилась возможность в нем поучаствовать. Наутро я уже был в военно-историческом клубе #8220 Камелот#8221 , где собрались люди, в основном студенты, отрабатывающие зачет. Мне выдали костюм царского стрельца, алебарду и пищаль, и на автобусе мы поехали на автобусе в центр. Пищали были сделаны такими же, как у стрельцов, ещё была пушка на колесах. Нам выдали петрады и научили, как имитировать выстрел - петарда загоралась от пороха на полочке, который поджигался тлеющим фитилем при нажатии на курок. Так мы и стояли, стреляя и фотографируясь с горожанами. Вечером я уже ехал на Столбы с Жекой, Наташей и Димой Сибирь праздновать день рождения Жеки. Уже в темноте мы поднялись до Столбов и пришли на Нарым. Там мы встретили столбистов Васю и Машу, съели торт и полезли спать в палатку. Потом было солнечное утро и завтрак. Дима Сибирь ушел рано утром и вернулся с Мариной. Новые люди периодически появлялись в лагере и снова уходили, а мы пошли лазить по Столбам#8230 Наступил вечер, и на Нарыме собралась большая компания, приехали ещё люди, и пришли попросить гитару две прикольные женщины-столбистки, Валя и Светлана, которые так и остались с нами у костра. Все пели, пили, разговаривали разговоры, вообщем, радовались и всё было классно :) Уже ночью пришёл Влад Судаков. За день до этого мы встретились с Владом в Красноярске. На вопрос, как дела, Влад начал рассказывать о работе (встретились, блин, два автостопщика). Надо было спасать человека :) И вот мы с Владом утром вышли на Абакан (сходил человек на Столбы :) ). Между Красноярском и Дивногорском есть деревня Овсянка - родина писателя Астафьева. Так вот, стоим с Владом, неторопясь стопим, букараним вообщем – хорошее место - Овсянка#8230 Я задумчиво стоплю… и придумываю анекдот… я ржу#8230 Рассказываю Владу: Едут как-то сэр Генри и Бэримор автостопом из Красноярска в Абакан. - Бэримор! Скажите, как называется это место, где мы висим уже второй час? - ОВСЯНКА, СЭР. ) Посмеялись) Позже стоим под Балахтой#8230 Красиво. Поедаем пряники #8220 Сказка#8221 , запиваем водой со Столбов. Тихо, трафик маленький, но место приятное. Я рассказываю Владу про книги Коэльо - #8220 Ищите знаки#8221 . Владу два раза объяснять не надо :) Пока мы стояли, Влад пошарился в траве у трассы и вытащил какую-то ржавую треугольную железку. Зачем-то он поставил треугольник у столба перед нами, посмотрел и тут его осенило: #8220 Это же дорожный знак! Я нашёл знак. #8221 :-D Влад, зачем же так буквально всё понимать. -D Лучше бы ты денежные знаки нашел :) Впрочем, такое было чуть позже#8230 Пока Влад ходил в кусты на другую сторону трассы (наверное, знаки искать :) ), я застопил машину до Абакана. Водитель оказался выпускником экономического факультета моего Университета (НГУ), рассказал много интересных вещей, не рассказал, почему пьёт #8220 Burn#8221 , а не #8220 Флэш#8221 , взял с нас по 2 рубля (#8221 моя машина бесплатно не возит#8221 ) и привёз, в итоге, в Абакан. В Абакане была классная вписка у Димы и Дэна. Надо сказать, что меня интересовал вопрос: существует ли прямая дорога из Абакана до Новокузнецка через Бискамжу. От некоторых путешественников и водителей я слышал, что прямая дорога есть. И вот, оказавшись в Абакане, мы с Владом отправились этим путем, собирать информацию. Утром, попивая квас, мы по ходу дела выяснили у тётки, как лучше уехать отсюда на выезд и пошли на остановку. В 26 автобусе, который повёз нас на окружную дорогу разговорились с кондукторшей. Она с большим пониманием отнеслась к двум автостопщикам и рассказала, как в молодости путешествовала по Хакасии пешком. Выйдя перед окружной дорогой, мы пешком перешли виадук над ней, нашли знак ) и стали стопить в сторону Аскиза. Абакан-Бискамжа: Первая машина шла в Абазу, и мы доехали до Аскиза. У Аскиза дорога разделяется на две: прямо - на Абазу, на Саянское кольцо. Направо - поворот с указателем #8220 станция Аскиз#8221 , #8220 Вершина Теи#8221 - это путь на Бискамжу, и нам туда. Можно стопить за поворотом, можно отправиться пешком до ж/д переезда, что в нескольких километрах, и стопить по пути. Из-за редких машин и хорошей ими подбираемости понятие #8220 позиция#8221 становится непринципиальным. От поворота мы доехали до ж/д переезда у станции Аскиз. Трафик сильно уменьшился. Степь, тишина, никто никуда не торопится. Рабочие без суеты ремонтируют пути на переезде, облака - и те не двигаются, даже орёл над нами не летит - он просто раскинул крылья и парит на одном месте. Трасса двигает нас, когда приходит время, и останавливает, чтобы мы могли посмотреть по сторонам и проникнуться Хакасией. Довольно большая деревня, тянется вдоль того, что осталось от трассы. Аккуратная деревня, бегают дети, иногда вдоль дороги торгуют домашней снедью. В деревне живет некоторое количество староверов. После Бирикчуля дорога разделяется: прямо - на Вершину Теи и Бискамжу, эта дорога не изучалась. Направо - грунтовка, более короткая дорога на Бискамжу, неотмеченная в атласах, и наш водитель, Женя, сворачивает туда. Через несколько километров живописнейшего пути по узенькой грунтовке у подножия гор, миновав гору Паук, мы оказались у строящегося железнодорожного туннеля. Далее трасса была перегорожена шлагбаумом, рядом с которым находилась будка с охранником и собакой. За шлагбаумом грунтовка на Бискамжу уходит направо и в гору, и далее прямо. Едва мы начали подниматься, как нас догнал Женя, и мы поехали дальше. После нескольких километров подъема и спуска, мы оказались у второго шлагбаума, по другую сторону строящегося 2,5 километрового туннеля. Мы присели у шлагбаума, поговорили с охранником. У шлагбаума были найдены кости - видимо от прошлых поколений автостопщиков, так и не дождавшихся попутной машины) Со стороны Бискамжи появился интересный персонаж – дед, который спросил закурить и присел с нами. На вопрос, откуда он, дед ответил: “Российский я…” Дед работал геологом, объездил всю страну, а сейчас “дуркует” – путешествует со спиннингом и бутылкой воды в кармане кожаной куртки. Я дал ему сигарет и сразу же мы уехали на машине, которую нам застопил охранник, пока мы общались с дедом. От поворота, куда нас подвезли, осталось ещё пара километров грунтовой дороги до Бискамжи. На деревянном столбе нами был обнаружен старый знак пешеходного перехода. Люди там с большим чувством юмора :) - ни пешеходов, ни машин, да и переходить-то, вообщем незачем и некуда - одной стороны насыпь с железной дорогой (смотрим вверх), с другой - Томь (смотрим вниз). В Бискамжу мы въехали на школьном автобусе и отправились исследовать посёлок… Посёлок городского типа в Аскизском районе Республики Хакасия. Ж.-д. станция на линии Новокузнецк — Абакан. 5,2 тыс. жителей (1968). Речное судоходство по реке Бискамжинка отсутствует. И это не удивительно. Есть вокзал с удобными креслами, туда мы и направились, потому что уже узнали о состоянии дороги на запад. До Междуреченска представлялось возможным добраться только по железной дороге. На вокзале выяснилось, что электричка из Бискамжи в Междуреченск ходит один раз в сутки, и мы на неё опоздали… Расписание электричек из Бискамжи следующее: - Бискамжа - Междуреченск: отправление в 10.40 (ежедневно, кроме сб. и вс.) (время московское) - Бискамжа - Междуреченск: отправление в 10.00 (сб. и вс.) (время московское) Также существует поезд Абакан-Новокузнецк, который прибывает в Бискамжу в 23.20 и отходит в 23.40 (время московское). Около вокзала есть туннель, ведущий к поездам. Мы устроились на его крыше и стали обсуждать, как нам достичь Междуреченска. Рабочие даже посоветовали нам залезть “вон в тот последний вагон товарняка и не париться”, однако поезд вырвался у Влада прямо из рук и уехал :) Было решено уехать в Междуреченск ночным поездом. Рядом был продуктовый ларек, из колонок звучал русский рок. Первое, что мы услышали от Гребенщикова: “Я не могу остаться здесь - моя душа в пути…” (“Издеваются”, - подумал Штирлиц. “Издеваются”, - согласился Бэримор :) ) Потом было что-то, вроде: “…куплю билет…как бы с этим билетом мне не попасть на тот свет…“ Покупай после этого билеты :) До ночного поезда было около 10 часов. Я успел рассказать Владу про свои приключения в Европе, мы пообщались с железнодорожниками, походили туда-сюда вдоль вокзала… Твой автостоп закончится именно здесь, И вот ты находишь место, чтобы присесть. Этой тропой в Междуреченск тебе не пройти, Хотя ты уже одолел половину пути#8230 ******************************* Кругом одна сплошная Бискамжа. И не идут отсюда к западу машины И вряд ли проплывет туда баржа Лишь поезда уходят за зеленые вершины В 10 часов вечера открылась касса, и мы купили билеты. Билет в общий вагон от Бискамжи до Междуреченска стоил 178 рублей. Сразу же, как были куплены билеты, я нашёл между страницами своего атласа давно забытые 200 рублей :) Стемнело. До поезда было ещё несколько часов, и мы пошли ставить палатку. Если пройти по рельсам около 10 минут в западном напралении, можно найти низину с кустами прямо между ж/д путей. Более удобного места поблизости мы не нашли и поставили палатку там. Не очень уж и тихое там место… - Бабушка, а правда, что вы всю жизнь прожили у железной дороги? - Да-да, да-да, да-да, да-да#8230 Ночью мы сели на поезд и утром приехали в Междуреченск. Про автомобильные дороги из Хакасии в Кузбасс. От Бискамжи, на противоположной от железной дороги стороне реки, существует дорога на Балыксу. Однако, за 10 часов времяпровождения в Бискамже, ни одной машины, проезжающей по этой дороге, замечено не было. Теперь вспомним про дорогу на Вершину Теи, там где мы свернули на короткую дорогу от Бирикчуля до Бискамжи. Перед Вершиной Теи, эта дорога разделяется - на Бискамжу (и, видимо приводит в часть Бискамжи на обратной от вокзала стороне железной дороги). Вторая дорога ведет к Вершине Теи, а затем на Балыксу - следующую крупную станцию на запад от Бискамжи. Теперь про дороги от Балыксы. Исследовалось существование прямого пути Бискамжа-Междуреченск, это участок, длиной около 100 км. Выяснилось следующее: - есть в принципе проходимая для машин дорога от Междуреченска до Тебы (40 км от Междуреченска), а по некоторым сведениям даже немного дальше на восток от Тебы) - есть в принципе проходимая для машин дорога от Бискамжи до станции Балыкса - от Балыксы на запад до станции Лужба (64 км от Междуреченска) или даже до Тебы (а это уже Кузбасс!) действительно проходит прямая лесовозная дорога, оставшаяся со времен существования там лесхоза. На этой дороге приходится переезжать реки, поэтому дорога становится проходимой приблизительно в конце лета, когда спадает вода. - из-за исключительно низкого трафика для автостопа прямая дорога Балыкса-Теба непригодна. Но! Дорога Хакасия-Кузбасс, хоть и не прямая, есть, и она отмечена на карте автомобильных дорог. Дорога проходит через Балыксу, куда можно попасть либо через Бирикчуль, либо, по другой дороге, через Усть-Бюр из Абакана или других мест Хакасии. Из Балыксы дорога идёт на Ортон и далее по югу Кемеровской области на Таштагол. Междуреченск. В 7 часов утра мы прибыли в Междуреченск и, поинтересовавшись у водителя автобуса, узнали, где выезд в сторону Новокузнецка. Выезд из Междуреченска: От ж/д вокзала, если встать к нему спиной, налево - дорога на Новокузнецк. Можно стопить уже от вокзала, но лучше проехать или пройти пару автобусных остановок прямо. Большой процент локала на близлежащие шахты. Неплохая позиция перед мостом через Томь, перед поворотом. До моста 20-30 минут пешком от вокзала. За мостом через Томь позиция неудачная. В Новокузнецке мы вписались у Артёма и Сони. Отдохнули, погуляли по городу, осмотрели крепость, попили вина. Маршруток в Новокузнецке замечено не было, работающих пешеходных светофоров - тоже). Утром мы отправились в путь. Я решил заехать к другу в Белово, Влад отправился в Томск. На выезде из Новокузнецка мы встретили кучу народа, которые ехали на байкшоу в Кемерово. Сначала прошли трое, стопя на ходу, и исчезли за холмом. Потом появились ещё трое… Мы заподозрили: “Может тут только тройками ездят?” Хотели уже искать третьего… :) Потом тройка превратилась в пятерку, один ушел, а четверо застопили две подряд фуры и уехали. Потом прошли парень с девушкой, у каждого по гитаре. Песня была про автостоп, там были примерно такие слова: “…номера регионов сливаются в один кабалистический код…” “…проезжающие мимо не понимают, зачем с обочины им машут рукой, и только опытные водители знают: для этих ребят это – кратчайший путь домой…” Я так и не спросил, чья это песня – этого парня или ещё чья. Если кто знаком с автором песни или с тем, кто её знает, скажите мне! Ребята с гитарами тоже скрылись за холмом, а я застопил “Газель” до Ленинск-Кузнецкого. Я вышел на повороте на Белово, и здесь мы попрощались с Владом (впрочем, ненадолго). Влад поехал в Томск, а я направился в Белово… От трассы до Белово ещё около 15 км. Водитель показал мне, где находится переулок, на котором живет Джон. Я нашел частный деревянный дом – переулок совпадает, номер дома тоже… Звоню: “Джон, встречай, я у твоего дома”. Джон перезванивает: “Что-то я тебя не вижу”. Встречаемся на площади, приходим к Джону – пятиэтажный дом, адрес тот же… “Джон, хочешь, я покажу тебе твой второй адрес в Белово. )” Вечером я уже выходил из Белово на Кемерово, на байкшоу. Выезд из Белово в сторону Кемерово, Новокузнецка и Барнаула (на новую трассу Кузбасс - Алтай#8221 ): Надо сесть на 111 автобус, который проходит по ул. Чкалова и выезжает по ней из Белово. На этом автобусе за 9 руб можно доехать прямо до трассы Новокузнецк-Кемерово (выйти на #8220 кольце#8221 до или после виадука). Направо - трасса в Новокузнецк, налево – в Кемерово. Чтобы попасть на трассу #8220 Кузбасс-Алтай#8221 в сторону Барнаула, надо выйти раньше, там будет поворот с указателем #8220 Барнаул#8221 . В Кемерово я въехал на стареньком “ЗИЛе”, груженном театральным реквизитом с табличкой на стекле: “Кемеровский областной ордена “Знак почёта” В Кемерово мне пришлось поздним вечером пешком добираться по трамвайным путям до горы с крестом, где меня ждали. На горе происходило обмывание диплома Дункана: костёр, водка, шашлык, разговоры, вид на ночной Кемерово… Ночью мы пришли ночевать в город. Комната Дункана, где я вписывался, выглядела примерно так: представьте себе пустую комнату, в комнате стоит палатка, валяются рюкзаки, на полу откуда-то взятый камень, на нем две свечи. Мы зажигаем свечи – это называется “развести костёр”. На полу комнаты лежит недописанная картина. “Давай уберем – пусть человек спит?” “Не надо убирать! Пусть спит прямо на картине, пусть картина зарядится энергетикой трассы!” Так, прямо на картине, я и ночевал… На следующий вечер народ поехал в Новосибирск, на Обское море. Дункан, Оля, Русский, Катя и их дочка Саша. Я доехал с ними до поворота на Томск, и поехал к Заиграеву. На повороте я встретил Бориса, который возвращался из Новосиба в Томск без денег и документов, и до Томска мы доехали вместе. Оказавшись в Томске, я поехал на вписку к Заиграеву. Захожу в квартиру, а там уже Влад понаехал :) Там же Саша из Томска. Пока я рассказываю, народ вспоминает, что надо меня покормить – на еду я уже рассказом заработал :) второй половины рассказа хватило на чай :) На следующий день я вышел из Томска, и вечером уже вернулся домой, в Новосибирск. Источники: http://krechet-photo.narod.ru/photo/travel/askiz/askiz.html, http://www.bpclub.ru/topic/12237-%25D0%25BF%25D1%2583%25D1%2582%25D1%258C-%25D0%25B8%25D0%25B7-%25D1%2585%25D0%25B0%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25B8%25D0%25B8-%25D0%25B2-%25D0%25BA%25D1%2583%25D0%25B7%25D0%25B1%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2581-%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25B0%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25BD-%25D0%25B1%25D0%25B8%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25B6%25D0%25B0-%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25B6%25D0%25B4%25D1%2583/, http://potrasse.ru/travels/siberia-june2007/ | |
Просмотров: 1383 | |
Всего комментариев: 0 | |