Главная » Статьи » Обо всём |
Москва-Абакан-Кызыл-Абакан-МоскваПришлось мне на досуге, но по делам съездить в город Кызыл. (Столица республики Тыва). Если рассматривать категориями, как добраться из Москвы, то определение дырка от жопы вполне подойдет. Это не обвинение тувинцам, это моя характеристика ситуации. Железной дороги - нет, прямых авиарейсов из Москвы нет, а Кызыл все таки столица региона, не самого маленького по своей площади. Но попасть туда самолетом из Москвы можно или рейсом до Абакан или рейсом до Красноярска, а от Красноярска состыковочным рейсом из другого аэропорта до Кызыла. Если лететь до Абакана (столица Хакасии), как я, то потом, еще более четырехсот километров надо добираться до Кызыла на автобусе или попутке. Таксисты в абаканском аэропорту объявили мне ценик 6000 рублей. Благо меня встречали, так что расходов таких, мне нести не пришлось. Тут фото дороги туда и обратно и один мой день в Кызыле. Здание аэровокзала в Абакане было абсолютно типовым, с такими же типовыми зданиями аэровокзалов, какие я, уже когда то видел, в Хабаровске, Новосибирске, Иркутске или Южно-Сахалинске. Куда деваться, при СССР унификация была повсеместно. Так, как вылет из Москвы был в два часа ночи, а прилет по Москве в 6-50, выспаться мне толком не пришлось. Поэтому, как только я сел, в машину, то сразу вырубился. Так, что каюсь, фото были сделаны из машины, между моими периодами сна и бодрствования. Первый раз, я проснулся перед перевалом, когда наш водитель остановился на перекус. Точка судя по всему культовая, так как местные драйверы и залетные дальнобойщики считают своим долгом тут останавливаться, или перед тем, как штурмовать перевалы в Саянских горах, или после того, как с этих перевалов они уже спустились. Вполне себе приличные шалманы, где народ с удовольствием потребляет шашлычёк и другие блюда местной кавказской кухни . Слегка перекусив, я сел в машину и снова вырубился. В очередной раз я проснулся на вершине очередного перевала, перед полкой - бетонным навесом над дорогой, что защищает её от снежных лавин и заносов, вроде вполне надежная конструкция, которая и зимой и летом должна защищать этот участок дороги от снежных лавин и каменных осыпей. Недалеко от того места, где заканчивается полка на склоне горы стоит часовенка. Она обозначает место, где в 2002 году упал вертолёт с губернатором Красноярского края Александром Лебедем. А меня тем временем везли по трассе М54 (Енисей). Все выше поднимаясь в горы из вполне приличной весны с плюсовыми температурами мы вернулись в зиму, с легкой снежной поземкой и сугробами высотой не меньше двух - трех метров, что высились вдоль дороги. Посредине пути, между Абаканом и Кызылом, находится, горнолыжный курорт Ергаки, относящийся к Красноярскому краю, и популярный как у самих красноярцев, так и у хакасов и тувинцев , что подтверждается скоплением в этом месте большого количества машин с номерами 24, 19 и 17 регионов. Надо отдать должное, за весь маршрут, убитые участки дороги, с ямами и колдобинами попадались нам всего два или три раза, в основном это вполне приличный асфальт. В Кызыле, по отзывам собранным мной в интернете, всего три или четыре гостиницы, меня поселили в этой. Она считается самой приличной. Цена за одноместный номер, 2800 рублей, для столицы региона вроде и не дорого. В областных городах Центральной России, прилично поселится меньше чем за 3000-4000 рублей уже удается с большим трудом. Перед гостиницей небольшая площадь, на котором стоит непонятный памятник, если судить по композиции, то явно какой то матери .. Чуть дальше, высится часовня недавно построенного православного собора. По словам местных, тут вообще мало, именно межконфессиональных конфликтов, так как сами тувинцы частью исповедуют шаманизм, частью буддизм, а часть тувинцев вообще приняла православие. Буддийские мотивы видны во всех вновь построенных общественных и административных зданиях, которые мне довелось увидеть за те два дня, что я был в Кызыле. Даже некоторые автозаправки оформлены в характерных буддийских мотивах. Тыва вообще республика мало известная простому российскому обывателю. Ну может некоторые и вспомнят, что нынешний министр обороны и бывший министр МЧС - Сергей Шойгу, выходец из этих мест. А вот российские олигархи типа бывшего сенатора Пугачёва, Олега Дерипаски или Руслана Байсарова, видимо смогли оценить богатства и красоту этих благословенных мест. Так, как глубоко вошли в предприятия добывающие на тувинской земле полезные ископаемые. Пугачев, правда все просрал, но остальные пока держатся. И ведь есть за что, если это никель, кобальт, медь, золото, каменный уголь. Кызыл, это географический центр Азии, мне даже показали эту точку из окна машины. А это немножко национальных мотивов, подсмотренных мной в зоне отдыха километрах в двадцати от Кызыла. В таких осовременненых юртах можно и пятидесяти градусные морозы пережить. На следующий день мой путь через горы и перевалы повторился. После обеда, мы двинулись в обратную дорогу из Кызыла в Абакан. Вдоль дороги, пока мы ехали по Тыве, все время попадались выпасы коров, и местные ковбои верхом на лошадях гордо провожали проносящиеся автомобили. Один раз видел такого ковбоя на верблюде, но не успех сфотографировать. Пока мы не въехали глубоко в горы светило солнце, ну а в горах погода стала меняться через каждые пять минут . Температура понизилась и в результате вместо дороги на склонах образовались ледяные катки, на которых фуры тупо шлифовали лед и не могли сдвинутся с места. Временами, что бы разъехаться приходилось и постоять. На одном из перевалов вблизи от горнолыжного курорта Ергаки. Вырвавшийся из ледяного плена снуобордист видимо не выдержал ожидания. И снова полка . Вид с другой стороны. Судя по фото, весь снег, что она сегодня сдерживает мог бы оказаться на этой дороге. Мы не нарушаем традиций. Шалманы, ужин мантами и дальше в путь. На обратном пути, я увидел, то что проспал по пути в Кызыл. Уже ближе к Абакану, моему взору открылась, воистину столбовая дорога на село Шушинское, то самое, где Ульянов (Ленин) вынашивал коварные планы по свержению царского режима. Там даже где-то мелькнул указатель на аэропорт. Еще ближе к Абакану, мы проехали город Минусинск, по школьной истории известный минусинской ссылкой декабристов и товарища Сталина (он же Джугашвили). Потом была гостиница в Абакане, утренний подъем и снова местный аэропорт. такси от гостиницы до аэропорта стоило всего 100 рублей. цена порадовала. Регистрация и посадка прошли без осложнений, так что до свидания Абакан, и здравствуй Москва.
Первые сведения об изумительно красивой природе в района хребта Иргаки (иногда пишут Ергаки) в Западном Саяне были получены от красноярских художников (В.И.Мешков, Т.В.Ряннель. Р.К.Руйга и др.), путешествовавших там летом 1953 года. В 1957-60 гг. в этот район несколько раз совершали походы группы красноярских столбистов под руководством замечательного скалолаза Геннадия Александровича Дмитриева. В последующие годы проходит постепенное освоение района. Совершаются восхождения на несложные вершины хр. Иргаки, прокладываются самые удобные и изыскиваются интересные туристские маршруты. Походы в этот район совершали скалолазы и туристы Красноярского пром-стройниипроекта, каждый раз производя разведку новых маршрутов восхождений. Но до 1969 года наиболее высокая и труднодоступная вершина пик 2265,7 м. оставалась непокоренной хотя попытки восхождения на нее предпринимались неоднократно. В 1968 году при попытке взойти на эту вершину умер от сердечной недостаточности альпинист из г. Владивостока Владимир Пионтковский. 22 июля 1969 года группа альпинистов Красноярского промстрой-ниипроекта (Г.П.Кузема и Л.И.Едовин), выйдя из лагеря на притоке ручья Золотарного в 6 часов утра, подошла к стене в 9°° и начала штурм. В 16°° был пройден ключевой участок - вертикальное 50-метровое ребро вершинного гребня. Но в связи с ухудшением погоды (холодный дождь и ветер) было решено спускаться. До наступления темноты вернуться в лагерь не успели и вынуждены были заночевать на верхних участках травянистых склонов. 23 июля был день отдыха, а 24 июля, выйдя в 5°° из лагеря и быстро пройдя обработанный участок маршрута, в 12°° были на вершине. Спуск с вершины проходил по пути подъема. Описание маршрута первовосхождения на пик 2265,7 Подходы к вершине Пик 2265,7 м. является господствующей высотой хребта Иргаки Западного Саяна. Расположен, примерно, в 10 км от Тормозакова моста на тракте Абакан-Кызыл. В районе вершины берут свое начало истоки рек: Большой Тайгиш, Верхняя и Нижняя Буйба. Невдалеке от пика расположены озера: Золотарное - на востоке и Большое - на юге. Вершина расположена в подкове, образующей бассейн истоков р. Большой Тайгиш. На восток от вершины находится пик 2221,1, на котором установлен знак триангуляции и репер. Подъем на вершину Начинать восхождение на вершину лучше всего от озера Большого. Имеются два варианта пути к озеру, оба начинаются от Усинского тракта: первый от 231-го километра тракта вверх по ручью Тушканчик, второй - от 236-го км вверх по ручью Сахарному через перевал на приток ручья Золотарного и затем по долине на запад до озера. В связи с тем, что пик имеет отвесные стены на северо-восток и на юго-запад, отвесное ребро на северо-запад и сравнительно пологий гребень на юго-восток, основным был выбран маршрут по этому гребню. Подъем на гребень со стороны озера не представляет трудности. Далее путь по гребню просматривается довольно четко до самой вершины. К сожалению, гребень очень остр, обрывается в обе стороны отвесными стенами, изобилует жандармами, поэтому, несмотря на простоту (кажущуюся) гребневой вариант может оказаться весьма трудоемким. Для сокращения времени штурма группа выбрала комбинированный вариант: стена-гребень, с выходом по стене к крутому 50-метровому ребру, являющемуся ключевым участком маршрута для вариантов восхождения с востока и юго-востока. Подъем по стене начинается от самой высокой точки травянистого склона о юго-западной стороны вершины, (точка I на рис. А) Далее вверх и вправо по широкой наклонной полке до ее конца.(точка II), Затем по узкой расщелине вверх на 30 м с крючьевой страховкой до неширокой полки, (точка Ш), По полке влево и немного вверх на 150-200 м. со страховкой за выступы камней, обходя небольшие нагромождения камней лазаньем. От низа широкого и невысокого кулуара лазание вправо-вверх, используя выступы и узкие полки, до наклонной, ведущей к началу камина, (точка IV) По полке влево-вверх с попеременной страховкой за выступы до камина метров 100. По камину высотой 25-30 м. и шириной около I м вверх до промежуточной площадки и по простым камням до широкой площадки под ключевым ребром, (точка V). Ребро проходится чуть левее грани с использованием редких выступов, расщелин и искусственных опор из лесенок. На этом участке необходима особая осторожность. Основной вид страховки - с помощью крючьев, в том числе и шлямбурных, где нет трещин. Нижнюю часть ребра на высоту 6-8 м можно преодолеть по расщелине справа с помощью деревянных клиньев. Выше ребра чуть наклонная на юг площадка, упирающаяся в невысокий жандарм. Начало пути на жандарм по расщелине и двум полкам с крючьевой страховкой. На верхнем участке необходим шлямбурный крюк и лесенка с верхней высокой перекладинкой. Затем простой спуск метров 40 с жандарма на ровную чуть приподнятую в сторону вершины площадку, (точка VI) и спуск по не очень трудным камням до следующей площадки. Далее с небольшим подъемом под вершинную стену по площадке и полке с правой стороны. Лазание на 6-8 м до середины стены до следующей полки. По полкам на 60-80 м с правой (северной) стороны, страхуя за выступы до вершинного массива. Подъем с правой стороны по камину и ступеням, либо с левой по полке и ступеням. Высшая точка вершины - горизонтальная площадка размером около 1,5 х 7 м с небольшими разбросанными по ней камнями (точка VII). Спуск с вершины по пути подъема, с использованием выступов для организации дюльфера. Необходимо применение охватывающего узла, и корректировка спуска замыкающего снизу. Необходима проверка возможности продергивания веревки до спуска замыкающего. К ключевому ребру возможен подход и с восточной стороны от перевала между озером Золотарное и истоками р.Тайгиш. Здесь основное препятствие - огромный монолитный жандарм, имеющий характерную форму позвоночной кости. Допускается его обход с северной стороны по небольшим полкам, но очевидна также необходимость организации усиленной крючьевой страховки в этом случае. Вероятны, но очень трудны при настоящем уровне развития техники альпинизма, стенные маршруты по отвесам высотой 350-500 м с других сторон пика. Последний вариант мало реален из-за своей трудоемкости. Описание составил: Г.Кузема г. Красноярск, 7 августа 1969 г. Схема расположения и маршруты подходов к пику Звездному Источники: http://alex-tripcar.livejournal.com/3257.html, http://ergaki.krasu.ru/tale7/ | |
Просмотров: 2599 | |
Всего комментариев: 0 | |